П О Л О Ж Е Н И Е
о школьной библиотеке
МОУ Аргаяшской СОШ №1
I. Общие положения
Библиотека является структурным подразделением МОУ Аргаяшской сош №1 (далее – школа), участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
Деятельность библиотеки (далее – школьная библиотека) отражается в Уставе школы.
Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования Российской Федерации, инструкциями Уставом школы, положением о библиотеке, утвержденным директором школы.
Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о школьной библиотеке и Правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы.
Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
II. Основные задачи
Основными задачами школьной библиотеки являются:
а/ Обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее — пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
б/ Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в/ Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
г/ Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
III. Основные функции
Для реализации основных задач библиотека:
- Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
- Комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
- Пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками других образовательных учреждений и организаций;
- Аккумулирует фонд документов, создаваемых в школе (публикации учителей, лучших научных работ и рефератов обучающихся);
- Создает информационную продукцию:
- Осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
- Организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги, картотеки, электронный каталог;
- Разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);
- Обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
- Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:
- Организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
- Оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
- предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;
- создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообслуживания;
- организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
- содействует членам педагогического коллектива и администрации школы в организации образовательного процесса и досуга обучающихся;
- руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня;
- осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
- содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
- создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
- организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
- осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства школы по вопросам управления образовательным процессом;
- поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов;
- способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;
3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (или лиц, их заменяющих) обучающихся:
- удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
- консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
- консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся;
- Осуществляет формирование фонда библиотечно-информационных ресурсов школы и комплектование универсального фонда различными видами носителей информации в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002г № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и на основании приказа Аргаяшского РУО Челябинской области от 19.09.2011г № 41/2, учитывая «Федеральные списки экстремистских материалов», формируемые Министерством Юстиции России с целью обеспечения защиты несовершеннолетних учащихся об информации, наносящей вред здоровью, их нравственному и духовному развитию (списки размещены в официальном периодическом издании «Российская газета» и в сети интернет на сайте Министерства Юстиции России.
IY.Организация деятельности библиотеки.
1.Наличие укомплектованной библиотеки в школе обязательно
2.Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент и читальный зал), может включать отделы учебников, информационно-библиографические работы, фонд и специализированный зал работы с мультимедийными изданиями и сетевыми документами, видеостудию, минииздательский комплекс, множительную технику ит.д.
3. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки.
4. Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги, перечень которых определяется уставом образовательного учреждения.
5. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупа оборудования, не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета школы. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение и комплектование фонда библиотечных документов.
6.В целях обеспечения модернизации и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает библиотеку:
- способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;
- Гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
- Необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
- Телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
- Ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
- Библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
7.Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
8.Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с уставом школы.
9.Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим библиотекой в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы, при определении режима работы библиотеки предусматривается:
*двух часов внутрибиблиотечной работы ежедневно;
*одного раза в месяц санитарного дня, в который обслуживание не производится;
*каждый четверг недели установить методическим днем
10. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека школы взаимодействует с библиотеками Министерства культуры РФ.