МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗот
29 августа 2013 г.
N 1008 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
1. Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее - Порядок)
регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности
организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций,
осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные
общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы и
дополнительные предпрофессиональные программы), а также индивидуальных
предпринимателей (далее - организации, осуществляющие образовательную
деятельность).
3. Образовательная деятельность по дополнительным
общеобразовательным программам должна быть направлена на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в
интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном
развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья учащихся;
обеспечение духовно-нравственного,
гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания
учащихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а
также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию учащихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного
развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого
труда учащихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса
в соответствии с федеральными стандартами
спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов
учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации,
осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и
федеральных государственных требований.
4. Особенности реализации дополнительных
предпрофессиональных программ в области искусств и в области физической
культуры и спорта регулируются Федеральным законом от 29
декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.
5. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и
сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и
утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется
образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными
государственными требованиями <1>.
--------------------------------
<1> Часть
4 статьи 75 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность,
реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего
календарного года, включая каникулярное время.
7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность,
организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными
планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного
возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся
основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории,
студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее -
объединения), а также индивидуально.
8. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе
ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной
программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными
актами организации, осуществляющей образовательную деятельность <1>.
--------------------------------
<1> Пункт
3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
9. Занятия в объединениях могут проводиться по
дополнительным общеобразовательным программам различной направленности
(технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной,
туристско-краеведческой, социально-педагогической).
Занятия в объединениях могут проводиться по группам,
индивидуально или всем составом объединения.
Допускается сочетание различных форм получения образования и
форм обучения <1>.
--------------------------------
<1> Часть
4 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
Формы обучения по дополнительным общеобразовательным
программам определяются организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством
Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Часть
5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
Количество учащихся в объединении, их возрастные категории,
а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от
направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются
локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную
деятельность.
Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких
объединениях, менять их.
10. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно,
так и посредством сетевых форм их реализации <1>.
--------------------------------
<1> Часть
1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
При реализации дополнительных общеобразовательных программ
используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение <1>.
--------------------------------
<1> Часть
2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
При реализации дополнительных общеобразовательных программ
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться
форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном
принципе представления содержания образовательной программы и построения
учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий <1>.
--------------------------------
<1> Часть
3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
Использование при реализации дополнительных
общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания,
образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому
здоровью учащихся, запрещается <1>.
--------------------------------
<1> Часть
9 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
11. Организации, осуществляющие образовательную
деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с
учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной
сферы.
12. В организациях, осуществляющих образовательную
деятельность, образовательная деятельность осуществляется на государственном
языке Российской Федерации и (или) на государственных языках республик,
находящихся в составе Российской Федерации, и языках народов Российской
Федерации.
Дополнительное образование может быть получено на
иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной
программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и
локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную
деятельность <1>.
--------------------------------
<1> Часть
5 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
13. Расписание занятий объединения составляется для создания
наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся администрацией
организации, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению
педагогических работников с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних учащихся и возрастных особенностей
учащихся.
14. При реализации дополнительных общеобразовательных
программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут
организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия
для совместного труда и (или) отдыха учащихся, родителей (законных
представителей).
15. В работе объединений при наличии условий и согласия
руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними
учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.
16. При реализации дополнительных общеобразовательных
программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные
(самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.
17. Организации, осуществляющие образовательную
деятельность, определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и
периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся.
18. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов, инвалидов организации, осуществляющие образовательную
деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным
общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития
указанных категорий учащихся.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность,
должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено
освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями
учащихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии
и индивидуальной
программой реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.
Под специальными условиями для получения дополнительного
образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами
и инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких учащихся,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего учащимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ учащимися с
ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами <1>.
--------------------------------
<1> Часть
3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам
и дополнительным предпрофессиональным программам для учащихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с
учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением
психолого-медико-педагогической комиссии - для учащихся с ограниченными
возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации - для учащихся детей-инвалидов и инвалидов.
19. В целях доступности получения дополнительного
образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами
и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность,
обеспечивают:
а) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по
зрению:
адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, в сети Интернет с учетом особых потребностей
инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента
и веб-сервисов (WCAG);
размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или
слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых
потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий
(должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным
шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую
помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных
материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и
использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей
образовательную деятельность, располагающего местом для размещения
собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;
б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по
слуху:
дублирование звуковой справочной информации о расписании
учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции
субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом
размеров помещения));
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения
информации;
в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного
аппарата: материально-технические условия должны обеспечивать возможность
беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и
другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а
также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней,
расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до
высоты не более 0,8 м;
наличие специальных кресел и других приспособлений).
20. Численный состав объединения может быть уменьшен при
включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или)
детей-инвалидов, инвалидов.
Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.
Занятия в объединениях с учащимися с ограниченными
возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы
как совместно с другими учащимися, так и в отдельных классах, группах или в
отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
С учащимися с ограниченными возможностями здоровья,
детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в
организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и по месту
жительства.
21. Содержание дополнительного образования и условия
организации обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов и инвалидов определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида <1>.
--------------------------------
<1> Часть
1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
Обучение по дополнительным общеобразовательным программам
учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов
осуществляется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с
учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния здоровья таких учащихся.
Образовательная деятельность учащихся с ограниченными
возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может
осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ,
адаптированных при необходимости для обучения указанных учащихся, с
привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими
работниками, прошедшими соответствующую переподготовку.
22. При реализации дополнительных общеобразовательных
программ учащимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и
инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия,
иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и
тифлосурдопереводчиков <1>.
--------------------------------
<1> Часть
11 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
С учетом особых потребностей учащихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивается предоставление
учебных, лекционных материалов в электронном виде.
23. Организации, осуществляющие образовательную
деятельность, могут оказывать помощь педагогическим коллективам других
образовательных организаций в реализации дополнительных общеобразовательных
программ, организации досуговой и внеучебной деятельности учащихся, а также
молодежным и детским общественным объединениям и организациям на договорной основе.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155088/
© КонсультантПлюс, 1992-2013
|