Человек –
высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он
должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым.
Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей
учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке
учащихся к жизни, к общественно полезному труду. Работа по физическому
воспитанию в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от
учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что
способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости.
Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим
воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует
всестороннему развитию школьников.
1.1. Задачи
внеклассной работы по физическому воспитанию
Одним из
видов внеклассной работы в школе является массовая физкультурная и спортивная
работа.
Задачи
внеклассной работы:
- содействовать школе в
выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач;
- содействовать укреплению
здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию
учащихся;
- углублять и расширять здания,
умения, навыки, получаемые учащимися на уроках, физической культуры;
- воспитывать и развивать
организаторские навыки у школьников;
- организовывать здоровый отдых
учащихся;
- прививать учащимся любовь к
систематическим занятиям физической культурой и спортом.
1.2.
Содержание внеклассной работы
Чтобы добиться
массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные
формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния
здоровья и физической подготовленности. Создана система внеурочной деятельности
по физическому воспитанию, которая включает в себя различные
формы работы. Основными формами являются: походы, занятия в группах общей
физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники,
занятия в спортивных секциях.
1.3.
Организация внеклассной работы
Общее
руководство работой коллектива физической культуры возлагается на учителя
физической культуры. Ему помогает совет, который организует и проводит всю
работу по плану, утвержденному директором школы. Во всех классах школы
избираются физорги.. Они работают под руководством классных руководителей,
организуя учеников своего класса для участия в различных физкультурно-массовых
и спортивных мероприятиях, проводимых школой.
Для
проведения практической работы с учащимися организуются секции. В МОУ АСОШ
№1 организованы различные секции, работающие весь учебный год. Это секции легкой атлетики,
волейбол, баскетбол. На занятиях секции
совершенствуются умения и навыки, в выполнении упражнений, усложненных
условиями местности, иной расстановкой снарядов, введением новых элементов.
В учебных
группах секции 15-20 человек. Комплектование групп производится с учетом
возраста и физической подготовленности учащихся. В период подготовки к
соревнованиям создаются команды. Количество участников зависит от условий соревнований.
Участники команд не прекращают занятий в секции. Кроме того, с участниками
команд могут проводиться дополнительные занятия (тренировки).
Обязательными
условиями для создания секций по видам спорта являются: наличие мест для
занятий, необходимое оборудование и инвентарь, В школе 2 спортзала, один с
уникальным покрытием, есть необходимый инвентарь, школьный стадион, полоса
препятствия. Работают квалифицированные специалисты, с большим стажем работы.
Разносторонняя
общая физическая подготовка является основой успехов в любых видах спорта,
поэтому на занятиях всех секций значительное внимание уделяется играм, легкой
атлетике.
1.4. Формы
внеклассной работы
1.4.1. «Часы
игр» проводятся
во внеурочное время, а также и каникулярный период, причём сбор детей для
участия в играх назначается в определенный день и час в школе или на площадке. Традиционным
стало проведение игры для начальных классов « Зов джунглей» в осенние каникулы.
Введение 3 часа физкультуры позволило в старших классах школы уделять командным играм, близкие по своему содержанию
к спортивным. К ним относятся «Пионерский мяч», «Эстафеты», «Лапта», «Гонка
мячей», «Охотники и утки» и многие другие.
Как любимое
занятие детей во внеурочное время игры проводятся не только в специальные «часы
игр», но также на утренниках, праздниках, прогулках, экскурсиях
1.4.2.
Спортивные соревнования
Спортивные
соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной
работы по физическому воспитанию в школе. Они содействуют привлечению учащихся
к систематическим занятиям физическими упражнениями дома и в коллективе
физкультуры, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский
коллектив.
Соревнования,
как и другие виды внеклассной работы, включаются в общий годовой план работы
школы. В этом году мы проводим
соревнования не по отдельным видам спорта, а школьную спартакиаду. В
начале учебного года точно определяются сроки проведения, положение и программы
соревнований. С учетом этих сроков заблаговременно проводится подготовка к
соревнованиям.
. Каждое
соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются:
цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники,
программа, условия проведения и зачет, порядок награждения лучших участников
команд, форма заявки и сроки ее представления.
Программа
любых соревнований разрабатывается с учетом физической подготовленности
учащихся.
1.4.3.
Спортивные секции
Спортивные
секции создаются для учащихся, желающих заниматься определенным видом спорта.
Основные задачи секций:
- приобщить школьников к
систематическим занятиям спортом;
- содействовать их спортивному
совершенствованию в избранном виде спорта;
- готовить их к участию во
внешкольных соревнованиях;
- содействовать приобретению
знаний и навыков инструкторской работы и судейства соревнований.
- На сегодняшний день в школе работают секции л/а,
волейбола- баскетбола, футбола
1.4.4.
Недели физической культуры
В течение
недели проводятся различные спортивные мероприятия во всех классах по
параллелям. Неделя проводится 2 раза в год: осенью и весной
В рамках
недели физкультуры были проведены следующие мероприятия:
«Веселые
старты»
|
1-4 классы
|
Спортивная
викторина
|
9-11
классы
|
Конкурс
спортивных стенгазет
|
5-11
классы
|
«Чемпионат
веселого мяча»
|
5-6 классы
|
«Комические
эстафеты»
|
7-8 классы
|
«А, ну-ка,
парни!»
|
9-11
классы
|
Соревнования
по армрестлингу
|
7-11
классы
|
Соревнования
по настольному теннису
|
7-11
классы
|
1.4.5. Дни
здоровья
Дни здоровья
проводятся один раз в четверть с охватом всех учащихся 1-11-х классов. В
программу соревнований входят спортивные и подвижные игры, «Веселые старты» и
эстафеты. Выбирается лучший спортивный класс и лучший спортсмен школы.
1.4.8. Военно-полевые
сборы
Вот уже 4
года кадеты начинают учебный год с военно- полевых сборов. Сначала суточные, а
три года мы выезжаем на 3-х дневные сборы. При финансовой поддержке Отдела по
делам молодежи. В этом году с кадетами выезжали ученики 10-х классов. В школе
есть оборудование и снаряжение для автономного проживания. Благодаря
спонсорской помощи ПС кадетских классов было закуплено туристическое
оборудование ( веревки, страховочные системы, карабины)
1.4.9.
Спортивные праздники
Спортивные
праздники обычно посвящены тематическим датам. В школе традиционно проводятся
следующие мероприятия, посвященные знаменательным датам: «А, ну-ка, парни!», «Вперед, девчата!», Смотр строя и песни, Форпост, « Ура, у нас
каникулы»
« Осенний кросс».
Выводы
Эффективность
внеклассной работы обеспечивается при соблюдении следующих условий:
- тесная связь с учебной работой
(преемственность содержания, организационно-методические приемы и т. д.);
- доступность занятий и
разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно-спортивную
деятельность широкого контингента учащихся;
- преемственность принципов и
методов всей системы внеклассной образовательно-воспитательной работы при
широком участии ученического актива;
- привлечение родителей и шефов к
материально-техническому обеспечению условий для занятий, к руководству
секциями, командами;
- четкое руководство со стороны
администрации и учителей деятельностью школьного коллектива физической
культуры.
|